Этос креативности и интеллектуальный класс
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-6-13Ключевые слова:
этос креативности, интеллектуальный класс, социально-онтологические стратегии, экзистенциально-креативные стратегии, влечение к культуре, европейский мирАннотация
В статье предлагается культурно-антропологический анализ бытия и функционирования такого социального феномена и способа существования человека, как этос креативности, который следует рассматривать в социально-онтологическом и экзистенциально-персоналистическом планах. Данное понятие указывает на исторически определенную собранность (ансамбль) интеллектуальных практик во всех разновидностях творчества: в логике (науке), в эстетике (искусстве и во всех многообразных видах эстетического формотворчества), в этике (в ситуации интеллектуально-эмоциональной активности в коллизиях морального выбора), в теологии и личных поисках религиозной трансценденции. При этом важно подчеркнуть, что причастность к этосу креативности присуща и первокласснику, и академику. Личность обретается в нем, чтобы выйти из него, чтобы самой стать изобретением, превращая природный хаос в социальный космос. Этос креативности обусловливает персоналистическое влечение к культуре, по аналогии с природно-антропологической витальностью — индивидуальным и родовым влечением к жизни. Понятие интеллектуальный класс включает в себя идею культурного многообразия, культурной динамики, взаимодействия культур. Здесь на передний план выходят не утопии какого-то особого пути, какого-то особого класса, особой нации или расы, а идея взаимодействия, диалога, взаимопроникновения культур. Интеллектуальный класс является открытой системой вследствие того, что его доминантой является разум. А вера, мораль и эстезис должны быть разумными. Этос креативности, формирующий интеллектуальный класс, — это высоко конкурентная среда, в которой соревновательность осуществляется на основе золотых правил. Для разума золотое правило — это логико-эпистемологическая норма научного поиска и релевантная оформленность его результатов. Для веры — это теологическая честность (культурно-антропологическое понимание религиозных практик, следование требованию не унижать и не разрушать чужие святыни). Золотое правило эстезиса — это онтолого-антропологическое требование утверждения и удержания тенденций жизнетворчества в различных формах эстетической креативности. В контексте целостного исторического процесса этос креативности и интеллектуальный класс — это и есть другое название «Духа» Гегеля и «культурного идеализма» неокантианства. Иными словами, культура предопределена и неизбежна как раскрытие конкретного имманентного начала: этоса креативности. Именно экзистенциальный детерминизм, а не законы природы и экономики и так называемой политической борьбы, обеспечивает социальное развитие.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бибихин, В. В. (1998) Новый ренессанс. М.: МАИК «Наука»; «Прогресс-Традиция», 493 с.
Гуссерль, Э. (2004) Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб.: Владимир Даль, 398 с.
Гуссерль, Э. (2005) Избранные работы. М.: Территория будущего, 458 с.
Коллинз, Р. (2002) Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1281 с.
Переписка В. В. Розанова с М. О. Гершензоном. 1909–1918. Вступительная статья, публикация и комментарии В. Проскуриной. (1991) Новый мир, № 3, с. 215–242.
Ревич, И. М. (2008) Идея космополиса, или Есть ли лекарство от «фантомных болей» человечества? Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, № 3 (19), с. 208–220.
Ревич, И. М. (2010) Гуманитарный этос (опыт экспликации). В кн.: А. Ю. Завалишин (ред.). DIXI-2010: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях: сборник научных трудов. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, с. 112–123.
Ревич, И. М. (2012) Бог не мертв. Он предан. Или почему опасен отказ от культурного идеализма. В кн.: Л. Ф. Кацис, И. В. Копченова, В. В. Мочалова (ред.). Научные труды по иудаике. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике: в 2 т. Т. 2. М.: Пробел-2000, с. 162–170.
Сафрански, Р. (2002) Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 612 с.
Цвейг, С. (2017) Из писем Р. Роллану. 1928–1939. Перевод с немецкого, вступительная заметка и примечания Герберта Ноткина. Звезда, № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2017/12/iz-pisem-k-romenu-rollanu-1928-1939.html (дата обращения 23.03.2020).
Швырев, B. C. (1992) Рациональность как ценность культуры. Вопросы философии, № 6, с. 91–105.
Plummer, K. (2003) Intimate citizenship: Private decisions and public dialogues. Seattle: University of Washington Press, 187 p.
REFERENCES
Bibikhin, V. V. (1998) Novyj renessans [The new Renaissance]. Moscow: MAIK “Nauka” Publ.; “Progress-Traditsiya” Publ., 493 p. (In Russian)
Collins, R. (2002) The sociology of philosophies: A global theory of intellectual change. Novosibirsk: Sibirskij khronograf Publ., 1281 p. (In Russian)
Husserl, E. (2004) Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die Transzendentale Phänomenologie. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 398 p. (In Russian)
Husserl, E. (2005) Izbrannye raboty [Selected works]. Moscow: Territoriya budushchego Publ., 458 p. (In Russian)
Perepiska V. V. Rozanova s M. O. Gershenzonom. 1909–1918. Vstupitel’naya stat’ya, publikatsiya i kommentarii V. Proskurinoj [Correspondence between V. V. Rozanov and M. O. Gershenzon. 1909–1918. Introductory article, publication and comments by V. Proskurina]. (1991) Novy Mir, no. 3, pp. 215–242. (In Russian)
Plummer, K. (2003) Intimate citizenship: Private decisions and public dialogues. Seattle: University of Washington Press, 187 p. (In English)
Revich, I. M. (2008) Ideya kosmopolisa, ili Est’ li lekarstvo ot “fantomnykh bolej” chelovechestva? [The idea of cosmo police, or Does the cure for the “phantom pains” of humankind exist?]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke — The Humanities and Social Studies in the Far East, no. 3 (19), pp. 208–220. (In Russian)
Revich, I. M. (2010) Gumanitarnyj etos (opyt eksplikatsii) [Humanitarian ethos (experience of explication)]. In: A. Yu. Zavalishin (ed.). DIXI-2010: idei, gipotezy, otkrytiya v sotsial’no-gumanitarnykh issledovaniyakh: sbornik nauchnykh trudov [DIXI-2010: Ideas, hypotheses, and discoveries in social and humanitarian research: A collection of scientific papers]. Khabarovsk: Khabarovsk State Academy of Economics and Law Publ., pp. 112–123. (In Russian)
Revich, I. M. (2012) Bog ne mertv. On predan. Ili pochemu opasen otkaz ot kul’turnogo idealizma [God is not dead. He is betrayed. Or why the rejection of cultural idealism is dangerous]. In: L. F. Katsis, I. V. Kopchenova, V. V. Mochalova (eds.). Nauchnye trudy po iudaike. Materialy XIX Mezhdunarodnoj ezhegodnoj konferentsii po iudaike [Proceedings of the Nineteenth Annual International Conference on Jewish Studies]: In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Probel-2000 Publ., pp. 162–170. (In Russian)
Safransky, R. (2002) Ein Meister aus Deutschland: Heidegger und seine Zeit. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 612 p. (In Russian)
Shvyrev, V. S. (1992) Ratsional’nost’ kak tsennost’ kul’tury [Rationality as a cultural value]. Voprosy filosofii — Problems of Philosophy, no. 6, pp. 91–105. (In Russian)
Zweig, S. (2017) Iz pisem R. Rollanu. 1928–1939. Perevod s nemetskogo, vstupitel’naya zametka i primechaniya Gerberta Notkina [From letters to R. Rolland. 1928–1939. Translated from the German, introductory note and notes by Herbert Notkin]. Zvezda, no. 12. [Online]. Available at: https://magazines.gorky.media/zvezda/2017/12/iz-pisem-k-romenu-rollanu-1928-1939.html (accessed 23.03.2020). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Илья Михайлович Ревич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.