El Fogón de los Arrieros / «Эль-Фогон-де-лос-Аррьерос» (Очаг погонщиков) как фактор формирования культурной среды, национальной идентичности аргентинцев. Культурное наследие и современность
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-46-60Ключевые слова:
диалог культур, региональная идентичность, имажинальная география, архитектура, скульптура, культурное наследие, локальная культура, региональная культура, культурный ландшафтАннотация
Комплексное исследование концепции культурной институции «Эль-Фогон-де-лос-Аррьерос», контекста ее возникновения, деятельности в период с 1940-х по 1970-е гг., результатов деятельности проводится в России впервые. В Аргентине исследования Фогона — объединения творческой интеллигенции, не формализованного какими-либо документами и регламентами, — проводятся с конца 1980-х годов Л. С. Клаппенбах, А. Рейеро, М. Джордано, Э. Кантеро, Г. Аркерос.
Работы Л. Судар, А. Рейеро, М. Джордано, воспоминания Х. Торрес Варела переведены автором статьи на русский язык и вводятся в научный оборот впервые.
Анализ концепции «Эль-Фогон-де-лос-Аррьерос» осуществлен по следующим аспектам:
- исторический контекст возникновения Фогона: его участие в диалоге общенациональной культуры и культуры коренных народов; культурный центр как эталон в культурной истории провинции Чако;
- культурный контекст: с 1940-х годов культурный центр создавал современную среду для развития культурных практик в городе и регионе, реализовывал «План благоустройства» города; в архитектуре здания второй и окончательной штаб-квартиры культурного центра осуществлена беспрецедентно современная идея использования средств архитектуры для раскрытия огненной символики fogon — «печь/топка»;
- результаты деятельности Фогона: творчество мастеров, имеющих аргентинскую и международную известность, живших или временно находившихся в Фогоне художников и скульпторов Хуана де Диос Мены, К. Скеноне, К. Домингеса и русско-аргентинского мастера С. Эрьзя, монументалистов Р. Монсегюр, Р. Браузау.
Создание уникального культурного ландшафта за счет синтеза искусства и регионального пейзажа в пространстве городской среды — результат совместных усилий Фогона, официальных институций, горожан.
Доминантное значение Фогона в этой деятельности, синтезирующей и сегодня ценности художественной культуры, проявлено в региональном измерении и международных контактах.
Практический результат — изменение культурного статуса Ресистенсии, сегодня это «Город скульптур», имеющий статус национального достояния.
Библиографические ссылки
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Словарь актуальных музейных терминов. (2009). Музей, № 5, с. 47–68.
ЛИТЕРАТУРА
Замятин, Д. Н. (2010) Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук. Социологическое обозрение, т. 9, № 3, с. 26–50.
Altamirano, М. (2017) Origen del nombre “Resistencia” capital del Chaco. Historia del Chaco. [Online]. Available at: http://marcos-altamirano.blogspot.com/2017/11/origen-del-nombre-resistencia-capital.html (accessed 22.05.2020).
Bernardi, M. (2016) El fogón de los Arrieros. Arquitectura, Diseño y Arte. [Online]. Available at: https://revistanearq.wordpress.com/2016/04/13/el-fogon-de-los-arrieros/ (accessed 02.03.2020).
Giordano, M. L., Cantero, J. E. (2015) Colección, agencia y sociabilidad. Obras de producción espontánea en espacios funcionales de El Fogón de los Arrieros. Caiana: Revista de Historia del Arte y Cultura Visual, no. 6, pр. 133–151.
Giordano, M., Sudar Klappenbach, L. (eds.). (2018) El patrimonio artístico de El Fogón de los Arrieros: primera parte. Resistencia: Instituto de Investigaciones Geohistóricas Publ. [Online]. Available at: http://fogondelosarrieros.com.ar/descargas/catalogo_patrimonio_artistico.pdf (accessed 02.03.2020).
Sudar Klappenbach, L., Reyero, A. (2016) La gestión de El Fogón de los Arrieros y su implicancia en los procesos de patrimonialización del paisaje cultural de Resistencia, Chaco, Argentina. Apuntes, vol. 29, no. 2, pp. 8–23. http://dx.doi.org/10.11144/Javeriana.apc29-2.gfai
Torres-Varela, H. (1979) El Fogón. In: El Chaco y su cultura. Buenos Aires: Inca Publ., p. 4.
Viñuales, R. G., Giordano, M. L. (1992) El Fogón de los Arrieros y el Plan de Embellecimiento de Resistencia durante la década del sesenta. In: XII Encuentro de Geohistoria Regional. Resistencia, IIGHI. Resistencia: Insituto de Investigaciones Geohistóricas, pp. 161–175.
Zovich, L. A. (2014) Mitologia guarani: El origen de los originarios. S. l.: Clan Destino. [Online]. Available at: https://issuu.com/clandestinoeditorial/docs/mitolog__a_guaran____el_origen_de_l (accessed 08.05.2020).
DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE
Slovar’ aktual’nykh muzejnykh terminov [Dictionary of actual museum terms]. (2009) Muzey, no. 5, pp. 47–68. (In Russian)
REFERENCES
Altamirano, М. (2017) Origen del nombre “Resistencia” capital del Chaco [Origin of the name “Resistencia” capital of Chaco]. Historia del Chaco. [Online]. Available at: http://marcos-altamirano.blogspot.com/2017/11/origen-del-nombre-resistencia-capital.html (accessed 22.05.2020). (In Spanish)
Bernardi, M. (2016) El fogón de los Arrieros [The fire pit of the Arrieros]. Arquitectura, Diseño y Arte. [Online]. Available at: https://revistanearq.wordpress.com/2016/04/13/el-fogon-de-los-arrieros/ (accessed 02.03.2020). (In Spanish)
Giordano, M. L., Cantero, J. E. (2015) Colección, agencia y sociabilidad. Obras de producción espontánea en espacios funcionales de El Fogón de los Arrieros [Collection, agency and sociability. Works of spontaneous production in functional spaces of El Fogón de los Arrieros]. Caiana: Revista de Historia del Arte y Cultura Visual, no. 6, pр. 133–151. (In Spanish)
Giordano, M., Sudar Klappenbach, L. (eds.). (2018) El patrimonio artístico de El Fogón de los Arrieros: primera parte [The artistic heritage of El Fogón de los Arrieros: Part one]. Resistencia: Instituto de Investigaciones Geohistóricas Publ. [Online]. Available at: http://fogondelosarrieros.com.ar/descargas/catalogo_patrimonio_artistico.pdf (accessed 02.03.2020). (In Spanish)
Sudar Klappenbach, L., Reyero, A. (2016) La gestión de El Fogón de los Arrieros y su implicancia en los procesos de patrimonialización del paisaje cultural de Resistencia, Chaco, Argentina [The management of El Fogón de los Arrieros and its implication in the processes of patrimonialization of the cultural landscape of Resistencia, Chaco, Argentina]. Apuntes, vol. 29, no. 2, pp. 8–23. http://dx.doi.org/10.11144/Javeriana.apc29-2.gfai (In Spanish)
Torres-Varela, H. (1979) El Fogón [The stove]. In: El Chaco y su cultura [El Chaco and its culture]. Buenos Aires: Inca Publ., p. 4. (In Spanish)
Viñuales, R. G., Giordano, M. L. (1992) El Fogón de los Arrieros y el Plan de Embellecimiento de Resistencia durante la década del sesenta [El Fogón de los Arrieros and the resistance beautification plan during the sixties]. In: XII Encuentro de Geohistoria Regional. Resistencia, IIGHI [XII Regional Geohistory Meeting. Resistencia, IIGHI]. Resistencia: Insituto de Investigaciones Geohistóricas, pp. 161–175.
Zamyatin, D. N. (2010) Gumanitarnaya geografiya: prostranstvo, voobrazhenie i vzaimodejstvie sovremennykh gumanitarnykh nauk [Humanitarian geography: Space, imagination, and interaction between contemporary Human Sciences]. Sotsiologicheskoe obozrenie — Russian Sociological Review, vol. 9, no. 3, pp. 26–50. (In Russian)
Zovich, L. A. (2014) Mitologia guarani: El origen de los originarios [Guarani mythology: The origin of the original]. S. l.: Clan Destino. [Online]. Available at: https://issuu.com/clandestinoeditorial/docs/mitolog__a_guaran____el_origen_de_l (accessed 08.05.2020). (In Spanish)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Мария Робертовна Копанева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.