Культурологический перформанс как исследовательская практика
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-1-59-67Ключевые слова:
перформанс, перформативность, культурологический перформанс, перформативный подход, культурологический подход, повседневностьАннотация
Статья посвящена рефлексии над полученным опытом продумывания идеи, организации и проведения перформанса в рамках изучения соответствующей дисциплины. Сами понятия «перформанса» и «перформативности» применяются сегодня к максимально широкому кругу явлений. Можно наблюдать утверждение в последние десятилетия перформативной оптики и исследовательской парадигмы в гуманитарных науках. Перформативный подход к исследованию феноменов культуры предполагает активный деятельностный характер предмета изучения. Следовательно, для изучения подобного динамичного объекта необходимо учитывать контекст, который во многом и задает изменчивость ценностей и смыслов. Перформативный подход к изучению языка, художественных, социальных и культурных практик, ритуалов — один из наиболее перспективных и актуальных на сегодняшний день. Именно подобная всеохватность понятия и его апелляция к демократичности искусства спровоцировали проведение экспериментального перформанса.
В ходе осуществления перформанса было сформулировано понятие «культурологического перформанса», как наиболее точно схватывающего суть осуществленной работы. Культурологический перформанс не является произведением искусства процессуального характера, он выполняется не художником. Его суть в изучении перформанса самого по себе, механизмов его создания и результатов его проведения. В процессе обсуждения по итогам эксперимента оказалось, что смысл перформанса подвижен, не задан изначально, а буквально производится в актуальном режиме. Перформанс, создаваемый художником и представляющий собой произведение искусства, может рассматриваться в качестве модели всего того многообразия, которое сегодня рассматривается как перформативное явление.
Библиографические ссылки
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арсланов, В. Г. (2003) История западного искусствознания ХХ века. М.: Академический проект, 768 с.
Кошман, Л. В. (2021) Культура повседневности. Энциклопедия. Фонд знаний «Ломоносов». [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134587 (дата обращения 11.02.2021).
Марков, Б. В. (2008) Культура повседневности. СПб: Питер, 353 с.
ЛИТЕРАТУРА
Бахманн-Медик, Д. (2017) Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 502 с.
Венкова, А. В. (2018) Диалогический опыт автора как автоперформатив искусства. Первый российский эстетический конгресс. СПб.: Российское эстетическое общество, c. 235–236.
Голдберг, Р. (2017) Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 320 с.
Дьюи, Дж. (2000) Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 384 с.
Киен, Г. (2015) Глобальная этнография. Этнография в век мобильности. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 191 с.
Федосеева, И. (2015) Перформансы и художественное творчество в современной культуре. Международный журнал исследований культуры, № 3 (20), c. 107–114.
Фостер, Х., Краусс, Р., Буа, И. и др. (2015) Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. 2-е изд. М.: Ад Маргинем Пресс, 816 с.
Eyerman, R., McCormick, L. (2016) Myth, meaning and performance: Toward a new cultural sociology of the arts. New York: Routledge Publ., 172 p.
Goffman, E. (1956) The presentation of self in everyday life. Edinburgh: University of Edinburgh Publ., 162 p.
Kołtun, A. (2015) Can knowledge be (a) performative? Performativity in the studies of science. Lublin: Wydawnictwo UMCS Publ., 160 p.
Schechner, R. (2013) Performance studies: An introduction. 3rd ed. London; New York: Routledge Publ., 359 p.
Wellman, B., Quan-Haase, A., Boase, J., Chen, W. (2002) Examining the Internet in everyday life. Euricom Conference on e-Democracy. Netherlands, pp. 1–18. [Online]. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.11.8754&rep=rep1&type=pdf (accessed 01.07.2021).
DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE
Arslanov, V. G. (2003) Istoriya zapadnogo iskusstvoznaniya XX veka [The history of Western Art studies of the twentieth century]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 768 p. (In Russian)
Koshman, L. V. (2021) Kul’tura povsednevnosti. Entsiklopediya [Culture of everyday life. Encyclopedia]. Fond znanij “Lomonosov” [Knowledge Foundation “Lomonosov”]. [Online]. Available at: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134587 (accessed 11.02.2021). (In Russian)
Markov, B. V. (2008) Kul’tura povsednevnosti [Culture of everyday life]. Saint Petersburg: Piter Publ., 353 p. (In Russian)
REFERENCES
Bachmann-Medick, D. (2017) Kul’turnye povoroty. Novye orientiry v naukakh o kul’ture [Cultural turns. New orientations in the study of culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 502 p. (In Russian)
Dewey, J. (2000) Demokratiya i obrazovanie [Democracy and education]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 384 p. (In Russian)
Eyerman, R., McCormick, L. (2016) Myth, meaning and performance: Toward a new cultural sociology of the arts. New York: Routledge Publ., 172 p. (In English)
Foster, H., Krauss, R., Bua, I. et al. (2015) Iskusstvo s 1900 goda: Modernizm, antimodernizm, postmodernism [Art since 1900: Modernism, antimodernism, postmodernism]. 2nd ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ., 816 p. (In Russian)
Fedoseeva, I. (2015) Performansy i khudozhestvennoe tvorchestvo v sovremennoj kul’ture [Performance and artwork in contemporary culture]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury — International Journal of Cultural Research, no. 3 (20), pp. 107–114. (In Russian)
Goffman, E. (1956) The presentation of self in everyday life. Edinburgh: University of Edinburgh Publ., 162 p. (In English)
Goldberg, R. (2017) Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dnej [Perfomance art. From futurism to the present]. Moscow: Ad Marginem Press Publ., 320 p. (In Russian)
Kien, G. (2015) Global’naya etnografiya. Etnografiya v vek mobil’nosti [Global technography. Ethnography in the age of Mobility]. Izhevsk: Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika Publ., 191 p. (In Russian)
Kołtun, A. (2015) Can knowledge be (a) performative? Performativity in the studies of science. Lublin: Wydawnictwo UMCS Publ., 160 p. (In English)
Schechner, R. (2013) Performance studies: An introduction. 3rd ed. London; New York: Routledge Publ., 359 p. (In English)
Venkova, A. V. (2018) Dialogicheskij opyt avtora kak avtoperformativ iskusstva [Auto-communication in contemporary performance and participation art]. Pervyj rossijskij esteticheskij congress [The first Russian congress of aesthetics]. Saint Petersburg: Rossijskoe esteticheskoe obshchestvo Publ., pp. 235–236. (In Russian)
Wellman, B., Quan-Haase, A., Boase, J., Chen, W. (2002) Examining the Internet in everyday life. Euricom Conference on e-Democracy. Netherlands, pp. 1–18. [Online]. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.11.8754&rep=rep1&type=pdf (accessed 01.07.2021). (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Карина Георгиевна Антонян, Ксения Сергеевна Максимова, Василиса Вячеславовна Вахрушева, Софья Сергеевна Дядюша, Алёна Олеговна Литвинова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.