Культурологический перформанс как исследовательская практика

Авторы

  • Карина Георгиевна Антонян Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Ксения Сергеевна Максимова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Василиса Вячеславовна Вахрушева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Софья Сергеевна Дядюша Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Алёна Олеговна Литвинова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-1-59-67

Ключевые слова:

перформанс, перформативность, культурологический перформанс, перформативный подход, культурологический подход, повседневность

Аннотация

Статья посвящена рефлексии над полученным опытом продумывания идеи, организации и проведения перформанса в рамках изучения соответствующей дисциплины. Сами понятия «перформанса» и «перформативности» применяются сегодня к максимально широкому кругу явлений. Можно наблюдать утверждение в последние десятилетия перформативной оптики и исследовательской парадигмы в гуманитарных науках. Перформативный подход к исследованию феноменов культуры предполагает активный деятельностный характер предмета изучения. Следовательно, для изучения подобного динамичного объекта необходимо учитывать контекст, который во многом и задает изменчивость ценностей и смыслов. Перформативный подход к изучению языка, художественных, социальных и культурных практик, ритуалов — один из наиболее перспективных и актуальных на сегодняшний день. Именно подобная всеохватность понятия и его апелляция к демократичности искусства спровоцировали проведение экспериментального перформанса.

В ходе осуществления перформанса было сформулировано понятие «культурологического перформанса», как наиболее точно схватывающего суть осуществленной работы. Культурологический перформанс не является произведением искусства процессуального характера, он выполняется не художником. Его суть в изучении перформанса самого по себе, механизмов его создания и результатов его проведения. В процессе обсуждения по итогам эксперимента оказалось, что смысл перформанса подвижен, не задан изначально, а буквально производится в актуальном режиме. Перформанс, создаваемый художником и представляющий собой произведение искусства, может рассматриваться в качестве модели всего того многообразия, которое сегодня рассматривается как перформативное явление.

Библиографические ссылки

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арсланов, В. Г. (2003) История западного искусствознания ХХ века. М.: Академический проект, 768 с.

Кошман, Л. В. (2021) Культура повседневности. Энциклопедия. Фонд знаний «Ломоносов». [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134587 (дата обращения 11.02.2021).

Марков, Б. В. (2008) Культура повседневности. СПб: Питер, 353 с.

ЛИТЕРАТУРА

Бахманн-Медик, Д. (2017) Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 502 с.

Венкова, А. В. (2018) Диалогический опыт автора как автоперформатив искусства. Первый российский эстетический конгресс. СПб.: Российское эстетическое общество, c. 235–236.

Голдберг, Р. (2017) Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 320 с.

Дьюи, Дж. (2000) Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 384 с.

Киен, Г. (2015) Глобальная этнография. Этнография в век мобильности. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 191 с.

Федосеева, И. (2015) Перформансы и художественное творчество в современной культуре. Международный журнал исследований культуры, № 3 (20), c. 107–114.

Фостер, Х., Краусс, Р., Буа, И. и др. (2015) Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. 2-е изд. М.: Ад Маргинем Пресс, 816 с.

Eyerman, R., McCormick, L. (2016) Myth, meaning and performance: Toward a new cultural sociology of the arts. New York: Routledge Publ., 172 p.

Goffman, E. (1956) The presentation of self in everyday life. Edinburgh: University of Edinburgh Publ., 162 p.

Kołtun, A. (2015) Can knowledge be (a) performative? Performativity in the studies of science. Lublin: Wydawnictwo UMCS Publ., 160 p.

Schechner, R. (2013) Performance studies: An introduction. 3rd ed. London; New York: Routledge Publ., 359 p.

Wellman, B., Quan-Haase, A., Boase, J., Chen, W. (2002) Examining the Internet in everyday life. Euricom Conference on e-Democracy. Netherlands, pp. 1–18. [Online]. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.11.8754&rep=rep1&type=pdf (accessed 01.07.2021).

DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE

Arslanov, V. G. (2003) Istoriya zapadnogo iskusstvoznaniya XX veka [The history of Western Art studies of the twentieth century]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 768 p. (In Russian)

Koshman, L. V. (2021) Kul’tura povsednevnosti. Entsiklopediya [Culture of everyday life. Encyclopedia]. Fond znanij “Lomonosov” [Knowledge Foundation “Lomonosov”]. [Online]. Available at: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134587 (accessed 11.02.2021). (In Russian)

Markov, B. V. (2008) Kul’tura povsednevnosti [Culture of everyday life]. Saint Petersburg: Piter Publ., 353 p. (In Russian)

REFERENCES

Bachmann-Medick, D. (2017) Kul’turnye povoroty. Novye orientiry v naukakh o kul’ture [Cultural turns. New orientations in the study of culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 502 p. (In Russian)

Dewey, J. (2000) Demokratiya i obrazovanie [Democracy and education]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 384 p. (In Russian)

Eyerman, R., McCormick, L. (2016) Myth, meaning and performance: Toward a new cultural sociology of the arts. New York: Routledge Publ., 172 p. (In English)

Foster, H., Krauss, R., Bua, I. et al. (2015) Iskusstvo s 1900 goda: Modernizm, antimodernizm, postmodernism [Art since 1900: Modernism, antimodernism, postmodernism]. 2nd ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ., 816 p. (In Russian)

Fedoseeva, I. (2015) Performansy i khudozhestvennoe tvorchestvo v sovremennoj kul’ture [Performance and artwork in contemporary culture]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury — International Journal of Cultural Research, no. 3 (20), pp. 107–114. (In Russian)

Goffman, E. (1956) The presentation of self in everyday life. Edinburgh: University of Edinburgh Publ., 162 p. (In English)

Goldberg, R. (2017) Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dnej [Perfomance art. From futurism to the present]. Moscow: Ad Marginem Press Publ., 320 p. (In Russian)

Kien, G. (2015) Global’naya etnografiya. Etnografiya v vek mobil’nosti [Global technography. Ethnography in the age of Mobility]. Izhevsk: Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika Publ., 191 p. (In Russian)

Kołtun, A. (2015) Can knowledge be (a) performative? Performativity in the studies of science. Lublin: Wydawnictwo UMCS Publ., 160 p. (In English)

Schechner, R. (2013) Performance studies: An introduction. 3rd ed. London; New York: Routledge Publ., 359 p. (In English)

Venkova, A. V. (2018) Dialogicheskij opyt avtora kak avtoperformativ iskusstva [Auto-communication in contemporary performance and participation art]. Pervyj rossijskij esteticheskij congress [The first Russian congress of aesthetics]. Saint Petersburg: Rossijskoe esteticheskoe obshchestvo Publ., pp. 235–236. (In Russian)

Wellman, B., Quan-Haase, A., Boase, J., Chen, W. (2002) Examining the Internet in everyday life. Euricom Conference on e-Democracy. Netherlands, pp. 1–18. [Online]. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.11.8754&rep=rep1&type=pdf (accessed 01.07.2021). (In English)

Загрузки

Опубликован

18.05.2022

Выпуск

Раздел

Статьи