Теология как наука о данном и насыщенный феномен в концепции Ж.-Л. Мариона

Авторы

  • Илья Игоревич Докучаев Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0506-2927

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-1-34-40

Ключевые слова:

Ж.-Л. Марион, теофания, насыщенный феномен, бедный феномен, историческое событие, повседневный мир

Аннотация

В статье анализируется феноменологический проект французского философа Жана-Люка Мариона, получивший название «насыщенный феномен». Насыщенный феномен отличается от бедного тем, что его протенциальная схематизация существенно не соответствует интенциональной наполненной очевидности. К таким феноменам относятся идеальные объекты и привычные объекты. Насыщенный феномен также бывает двух типов. Во-первых, это историческое событие, которое отличается непредсказуемостью и уникальностью. Во-вторых, это теофания — откровение, которое являет Бога в ходе обычного созерцания. Теофания понимается не как данность, или чудо, но как отданность — то есть как особая интерпретация профанного мира в горизонте смысла сакрального мира. Отданность требует от верующего особой настройки внимания и понимания на то, чтобы обнаружить явление Бога в созерцании повседневного мира. В статье предпринята попытка доказать, что насыщенный феномен ничем принципиально не отличается от бедного. В частности, обнаружение уникального исторического события возможно в ходе перенастройки внимания к повседневному миру и не требует особых событий, которые случаются независимо от субъекта. Феномен же теофании вообще нельзя назвать феноменом, поскольку явления Бога как особой смысловой данности не происходит, а происходит все та же перенастройка интерпретации повседневного бедного феномена. В этом смысле историческое событие, которое отличается непредвиденной уникальностью и непредсказуемой смысловой насыщенностью даже более подходит к тому, чтобы быть определенным как насыщенный феномен. Таким образом, не феноменальный, но герменевтический аспект сознания оказывается решающим в том, чтобы определить тот или иной феномен как насыщенный или бедный.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Марион, Ж.-Л. (2011) Метафизика и феноменология — на смену теологии. Логос, № 3 (82), с. 124–143.

Марион, Ж.-Л. (2014) Насыщенный феномен. В кн.: С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская (сост.). (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. М.: Академический проект, с. 63–99.

REFERENCES

Marion, J.-L. (2011) Metafizika i fenomenologiya — na smenu teologii [Metaphysics and phenomenology—a relief for theology]. Logos, no. 3 (82), pp. 124–143. (In Russian)

Marion, J.-L. (2014) Nasyshchennyj fenomen [Saturated phenomenon]. In.: S. A. Sholokhova, A. V. Yampol’skaya (comp.). (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: A new phenomenology in France and beyond]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., pp. 63–99. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.10.2023

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)