Идеал Фридриха Гундольфа и его миф о Стефане Георге. Размышления над книгой
Часть 1
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-1-56-66Ключевые слова:
Фридрих Гундольф, Стефан Георге, герменевтика, немецкая поэзия ХХ в., идеал, миф, европейская культураАннотация
В статье анализируется ключевая книга немецкого филолога и культуролога Фридриха Гундольфа, посвященная творчеству выдающегося немецкого поэта начала ХХ в. — Стефана Георге. Показано, что в ходе анализа поэтического наследия Георге Гундольф создает не столько концепцию творческого пути поэта, сколько миф об идеальном поэте. Сущность поэзии, по Гундольфу, заключается в ее способности преображать язык эпохи, и, в конечном итоге, саму эпоху. Это возможно благодаря тому, что поэзия оказывается способом создания символов, выражающих центральные духовные проблемы нации, переживающей свою историю в то или иное время. Гундольф пытался показать, что творчество Георге оказалось переломным моментом во всей истории Германии, и даже Европы, представляющей собой к концу XIХ в. результат кризиса, выразившегося в утрате народом своей причастности к вечной основе своего бытия — творческому стремлению к самораскрытию присущего народу идеала. Георге, по мнению Гундольфа, является примером чудесного преображения собственного и народного бытия, поэтом, обладающим даром воссоздания в своей творческой жизни всего пути народного духа, пути возвращения его к своему идеалу. Гундольф показывает весь этот путь, вехами которого оказываются ключевые поэтические сборники Георге. Реальный творческий путь Георге оказался несколько сложнее, чем его представляет Гундольф. Влияние Георге, казавшееся чрезвычайно значительным в начале ХХ в., к середине столетия практически полностью сошло на нет, даже в Германии. Аристократические мифы о народных идеалах были восприняты как существенный компонент национал-социалистической идеологии и эстетики. В статье показано, что этот противоречивый и сложный характер истории поэтического влияния Георге и его круга Гундольф не увидел и не объяснил. Однако идеал Гундольфа не может не вызывать уважения, поскольку он обладает такими чертами, как универсализм и величие задачи по преображению европейского духа, чертами, которыми почти не обладали аналогичные проекты филологического и даже философского масштаба.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Георге, С. (2009) Седьмое кольцо. М.: Водолей, 384 с.
Георге, С. (2014) Альгабал. М.: Ad Marginem, 144 с.
Гундольф, Ф. (2014) Парацельс. СПб.: Владимир Даль, 191 с.
Гундольф, Ф. (2015) Шекспир и немецкий дух. СПб.: Владимир Даль, 591 с.
Гундольф, Ф. (2017) Немецкие романтики. Тик, Иммерман, Дросте-Хюльсхофф, Мерике. СПб.: Владимир Даль, 295 с.
Нортон, Р. (2016) Тайная Германия. Стефан Георге и его круг. СПб.: Владимир Даль, 781 с.
REFERENCES
George, S. (2009) Der siebente Ring. Moscow: Vodolej Publ., 384 p. (In Russian)
George, S. (2014) Algabal. Moscow: Ad Marginem Publ., 144 p. (In Russian)
Gundolf, F. (2014) Paracelsus. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 191 p. (In Russian)
Gundolf, F. (2015) Shakespeare und der deutsche Geist. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 591 p. (In Russian)
Gundolf, F. (2017) Die deutsche Romantiker. Ludwig Tieck, Karl Immermann, Annette von Droste-Hulshoff, Eduard Morike. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 295 p. (In Russian)
Norton, R. (2016) Secret Germany: Stefan George and his circle. Saint Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 781 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Илья Игоревич Докучаев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.