Итальянская барочная опера как событие

Авторы

  • Дмитрий Аркадьевич Федчук Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-2-164-170

Ключевые слова:

опера, ситуация, событие, верность событию, барочная музыка, художественная форма

Аннотация

В статье рассматривается культурный феномен итальянской оперы позднего барокко (опера seria) с целью выявления причин, которые привели к кризису жанра к середине XVIII века и его реформации. Актуальность исследования состоит в том, что впервые анализ истории музыки осуществляется на основании концепции события, предложенного Аленом Бадью в трактате «Бытие и событие». В опере seria единство художественного целого нарушается, драматическая сторона становится второстепенной, а на первый план выходит музыка и виртуозное пение. Когда тот или иной жанр в искусстве достигает пределов совершенства, то это происходит за счет культивирования техники исполнения. Поэтому сохранение верности событию «опера» заключалось в развитии виртуозности как наиболее адекватного способа пребывания в его истине. Доведенная до совершенства вокальная техника становится направленной не на музыку, а на саму себя — тогда и происходит разрыв с событием. Глюк восстановил единство музыкального и драматического начал в опере. Он вернулся к пониманию ее как художественного целого, образованного из единства музыки и драмы, в котором творческий дух выражает себя в искусстве. Техника исполнения, красота мелодии должны служить идее сохранения музыкально-драматического целого, образованного за счет баланса между его компонентами. Реформаторское движение в опере показало, что верность изначальному событию сохраняется. Традицию хотят удержать, но поднять на другой уровень и другими художественными средствами, которые заимствуются из тезауруса ситуации продолжателями жанра, вдыхающими в оперу новый акт экзистенции. Современный музыкальный аутентизм является попыткой возвращения к событию «барочная музыка». Такая реставрация — не столько воспроизведение воображаемого оригинала, сколько порождение новых форм через возрождение старых. Исторически точное исполнение в музыке ведет к созданию отдельного жанра, обогащающего музыкальный опыт особыми эстетическими переживаниями. Происходит создание нового с помощью возрождения «философии» раннего искусства музыки.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Барбье, П.; Радионов, В. М. (ред.). (2015) История кастратов. Самара: б. и., 260 с. [Электронный ресурс с ограниченным доступом]. URL: https://ru.scribd.com/document/321497710/ (дата обращения 13.10.2019).

Кириллина, Л. В. (2006) Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика-XXI, 382 с.

Конен, В. Д. (1997) Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 640 с.

Шестаков, В. П. (сост.). (1971) Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков. М.: Музыка, 688 с.

Badiou, A. (2005) Being and event. London: Continuum, XXXIII, 526 p.

REFERENCES

Badiou, A. (2005) L’Être et l’événement. London: Continuum, XXXIII, 526 p. (In English)

Barbier, P.; Radionov, V. M. (ed.). (2015) Histoire des Castrats. Samara: s. n., 260 p. [Resource with limited access]. Available at: https://ru.scribd.com/document/321497710/ (accessed 13.12.2019). (In Russian)

Kirillina, L. V. (2006) Reformatorskie opery Glyuka [Gluck’s reform operas]. Moscow: Klassika-XXI Publ., 382 p. (In Russian)

Konen, V. D. (1997) Ocherki po istorii zarubezhnoj muzyki [Essays on the history of foreign music]. Moscow: Muzyka Publ., 640 p. (In Russian)

Shestakov, V. P. (comp.). (1971) Muzykal’naya estetika Zapadnoj Evropy XVII–XVIII vekov [Musical aesthetics of Western Europe of XVII–XVIII centuries]. Moscow: Muzyka Publ., 688 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Выпуск

Раздел

Статьи