«Средиземная война» Андрея Левкина. О словах любого языка на границах молчания

Авторы

  • Юлиана Владимировна Каминская Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-1-24-32

Ключевые слова:

современная литература, молчание, пустота, поэтическая проза, границы языка

Аннотация

На протяжении ХХ века под влиянием предшествующей традиции утрачивают отчетливость линии, некогда явственно разделявшие художественную и так называемую «не-художественную» реальность, различные искусства, литературу для знатоков и для всех, поэзию и прозу, жанры или фигуры в произведениях. Это утверждение стало частью стандартного репертуара штудий, посвященных современной культуре. И все же на вопрос о том, куда этот путь ведет литературу, до сих пор не найдется достаточно удовлетворительного ряда ясных ответов.

Очевидно, что словесное искусство благодаря происходящим изменениям, ощупывая и размывая разного рода границы, не только высвечивает собственный потенциал и подвергает его рефлексии, но и, соответственно, расширяет свои возможности. Соответственно, художественная литература таким образом устремляется к тому существенному, что прежде ускользало от вербализации, но вместе с тем — возможно, именно поэтому — осталось чрезвычайно важным.

Эти представления в ХХ и начавшемся ХХI веке вновь и вновь подкрепляются отдельными произведениями разных лет. Некоторые тексты такого рода написал латвийско-русский  прозаик, критик и журналист Андрей Левкин (род. 1954), лауреат премии Андрея Белого (2001). Предлагаемая статья посвящена его рассказу «Средиземная война», созданному в 1990-е годы и опубликованному в 2002 году в книге «Голем, русская версия: Роман, рассказы, повесть».

Исследование представляет отдельно взятое и очень небольшое повествовательное произведение современного автора, близкое к поэтической прозе, в широком контексте литературных попыток приблизиться к сфере невыразимого, обнаруживающей особенную притягательность для писателей, начиная с последней трети ХIХ века. Подробный текстовый анализ позволяет рассмотреть многообразие соответствий и связей, объединяющих «Средиземную войну» с рядом произведений, созданных авторами разных стран и исторических периодов — от Вирджинии Вулф до Алена Роб-Грийе и Курта Воннегута. Наблюдения за выстраиванием художественной реальности на границах языковых возможностей позволяют сопоставить русскоязычную малую прозу ХХI века с предшествующими традициями мировой литературы и приблизиться таким образом к осмыслению основополагающих тенденций, объединяющих культуры различных европейских стран.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Вулф, В. (2004) На маяк. СПб.: Азбука-классика, 222 с.

Кривулин, В., Кулаков, В. (1995) Поэзия — это разговор самого языка. Интервью с Владиславом Кулаковым. Новое литературное обозрение, № 14, с. 223–233.

Левкин, A. (2002) Средиземная война. В кн.: А. Левкин. Голем, русская версия: Роман, рассказы, повесть. М.: ОЛМА-ПРЕСС, с. 181–183.

Липовецкий, М. (2011) Нечто неосязаемое. Способ Левкина. [Электронный ресурс]. URL: http://os.colta.ru/ literature/projects/13073/details/20263/ (дата обращения 10.05.2017).

Никонова, Ры (1992) Слово — лишнее как таковое. В кн.: В. Ф. Шубин (ред.). АРС. Бездна. СПб.: Емец, с. 131–135.

Скидан, A. (2000) Косвенные свидетельства. Знамя, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://znamlit.ru/ publication.php?id=1028 (дата обращения 10.05.2017).

Фанайлова, Е. (2008) О «Собрании сочинений» Андрея Левкина. Новая литературная карта России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/fanailova-o-levkine/view_print/ (дата обращения 10.05.2017).

Benthien, C. (2006) Barockes Schweigen. Rhetorik und Performativität des Sprachlosen im 17. Jahrhundert. München: Wilhelm Fink Verlag, 463 S.

Celan, P. (2003) Fadensonnen. In: P. Celan. Die Gedichte. Kommentierte Gesamtausgabe in einem Band. Frankfurt am Main: Suhrkamp, S. 179.

Enzensberger, H. M. (1962) Einzelheiten. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 142 S.

Lütkehaus, L. (2004) Nichts. Abschied vom Sein. Ende der Angst. Frankfurt am Main: Haffmans bei Zweitausendeins, 765 S.

Prinz, W. (2016) Selbst im Spiegel. Berlin: Suhrkamp, 502 S.

Woolf, V. (1981) To the Lighthouse. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 209 p.

REFERENCES

Benthien, C. (2006) Barockes Schweigen. Rhetorik und Performativität des Sprachlosen im 17. Jahrhundert. München: Wilhelm Fink Verlag, 463 S. (In German)

Celan, P. (2003) Fadensonnen. In: P. Celan. Die Gedichte. Kommentierte Gesamtausgabe in einem Band. Frankfurt am Main: Suhrkamp, p. 179. (In German)

Enzensberger, H. M. (1962) Einzelheiten. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 142 p. (In German)

Fanajlova, Е. (2008) O “Sobranii sochinenij” Andreya Levkina [On Andrey Levkin’s “Collected works”]. Novaya literaturnaya karta Rossii [New literary map of Russia]. [Online]. Available at: http://www.litkarta.ru/dossier/ fanailova-o-levkine/view_print/ (accessed 10.05.2017). (In Russian)

Krivulin, V., Kulakov, V. (1995) Poeziya — eto razgovor samogo yazyka. Interv’yu s Vladislavom Kulakovym [Poetry is the conversation of the language itself. Interview with Vladislav Kulakov]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 14, pp. 223–233. (In Russian)

Levkin, A. (2002) Sredizemnaya vojna [The Mediterranean war]. In: A. Levkin. Golem, russkaya versiya: Roman, rasskazy, povest’ [Golem, Russian version: Novel, short stories, novella]. Moscow: OLMA-PRESS Publ., pp. 181–183. (In Russian)

Lipovetskij, M. (2011) Nechto neosyazaemoe. Sposob Levkina [Something intangible. Levkin’s method]. [Online]. Available at: http://os.colta.ru/literature/projects/13073/details/20263/ (accessed 10.05.2017). (In Russian)

Lütkehaus, L. (2004) Nichts. Abschied vom Sein. Ende der Angst. Frankfurt am Main: Haffmans bei Zweitausendeins, 765 S. (In German)

Nikonova, Ry (1992) Slovo — lishnee kak takovoe [The word is superfluous itself]. In: V. F. Shubin (ed.). ARS. Bezdna [ARS. Abyss]. Saint Petersburg: Emets Publ., pp. 131–135. (In Russian)

Prinz, W. (2016) Selbst im Spiegel. Berlin: Suhrkamp, 502 p. (In German)

Skidan, A. (2000) Kosvennye svidetel’stva [Indirect evidence]. Znamya, no. 1. [Online]. Available at: http://znamlit. ru/publication.php?id=1028 (accessed 10.05.2017). (In Russian)

Woolf, V. (1981) To the Lighthouse. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 209 p. (In English)

Woolf, V. (2004) To the Lighthouse. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 222 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.08.2020

Выпуск

Раздел

Тематические материалы