«Средиземная война» Андрея Левкина. О словах любого языка на границах молчания
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-1-24-32Ключевые слова:
современная литература, молчание, пустота, поэтическая проза, границы языкаАннотация
На протяжении ХХ века под влиянием предшествующей традиции утрачивают отчетливость линии, некогда явственно разделявшие художественную и так называемую «не-художественную» реальность, различные искусства, литературу для знатоков и для всех, поэзию и прозу, жанры или фигуры в произведениях. Это утверждение стало частью стандартного репертуара штудий, посвященных современной культуре. И все же на вопрос о том, куда этот путь ведет литературу, до сих пор не найдется достаточно удовлетворительного ряда ясных ответов.
Очевидно, что словесное искусство благодаря происходящим изменениям, ощупывая и размывая разного рода границы, не только высвечивает собственный потенциал и подвергает его рефлексии, но и, соответственно, расширяет свои возможности. Соответственно, художественная литература таким образом устремляется к тому существенному, что прежде ускользало от вербализации, но вместе с тем — возможно, именно поэтому — осталось чрезвычайно важным.
Эти представления в ХХ и начавшемся ХХI веке вновь и вновь подкрепляются отдельными произведениями разных лет. Некоторые тексты такого рода написал латвийско-русский прозаик, критик и журналист Андрей Левкин (род. 1954), лауреат премии Андрея Белого (2001). Предлагаемая статья посвящена его рассказу «Средиземная война», созданному в 1990-е годы и опубликованному в 2002 году в книге «Голем, русская версия: Роман, рассказы, повесть».
Исследование представляет отдельно взятое и очень небольшое повествовательное произведение современного автора, близкое к поэтической прозе, в широком контексте литературных попыток приблизиться к сфере невыразимого, обнаруживающей особенную притягательность для писателей, начиная с последней трети ХIХ века. Подробный текстовый анализ позволяет рассмотреть многообразие соответствий и связей, объединяющих «Средиземную войну» с рядом произведений, созданных авторами разных стран и исторических периодов — от Вирджинии Вулф до Алена Роб-Грийе и Курта Воннегута. Наблюдения за выстраиванием художественной реальности на границах языковых возможностей позволяют сопоставить русскоязычную малую прозу ХХI века с предшествующими традициями мировой литературы и приблизиться таким образом к осмыслению основополагающих тенденций, объединяющих культуры различных европейских стран.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Вулф, В. (2004) На маяк. СПб.: Азбука-классика, 222 с.
Кривулин, В., Кулаков, В. (1995) Поэзия — это разговор самого языка. Интервью с Владиславом Кулаковым. Новое литературное обозрение, № 14, с. 223–233.
Левкин, A. (2002) Средиземная война. В кн.: А. Левкин. Голем, русская версия: Роман, рассказы, повесть. М.: ОЛМА-ПРЕСС, с. 181–183.
Липовецкий, М. (2011) Нечто неосязаемое. Способ Левкина. [Электронный ресурс]. URL: http://os.colta.ru/ literature/projects/13073/details/20263/ (дата обращения 10.05.2017).
Никонова, Ры (1992) Слово — лишнее как таковое. В кн.: В. Ф. Шубин (ред.). АРС. Бездна. СПб.: Емец, с. 131–135.
Скидан, A. (2000) Косвенные свидетельства. Знамя, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://znamlit.ru/ publication.php?id=1028 (дата обращения 10.05.2017).
Фанайлова, Е. (2008) О «Собрании сочинений» Андрея Левкина. Новая литературная карта России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/fanailova-o-levkine/view_print/ (дата обращения 10.05.2017).
Benthien, C. (2006) Barockes Schweigen. Rhetorik und Performativität des Sprachlosen im 17. Jahrhundert. München: Wilhelm Fink Verlag, 463 S.
Celan, P. (2003) Fadensonnen. In: P. Celan. Die Gedichte. Kommentierte Gesamtausgabe in einem Band. Frankfurt am Main: Suhrkamp, S. 179.
Enzensberger, H. M. (1962) Einzelheiten. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 142 S.
Lütkehaus, L. (2004) Nichts. Abschied vom Sein. Ende der Angst. Frankfurt am Main: Haffmans bei Zweitausendeins, 765 S.
Prinz, W. (2016) Selbst im Spiegel. Berlin: Suhrkamp, 502 S.
Woolf, V. (1981) To the Lighthouse. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 209 p.
REFERENCES
Benthien, C. (2006) Barockes Schweigen. Rhetorik und Performativität des Sprachlosen im 17. Jahrhundert. München: Wilhelm Fink Verlag, 463 S. (In German)
Celan, P. (2003) Fadensonnen. In: P. Celan. Die Gedichte. Kommentierte Gesamtausgabe in einem Band. Frankfurt am Main: Suhrkamp, p. 179. (In German)
Enzensberger, H. M. (1962) Einzelheiten. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 142 p. (In German)
Fanajlova, Е. (2008) O “Sobranii sochinenij” Andreya Levkina [On Andrey Levkin’s “Collected works”]. Novaya literaturnaya karta Rossii [New literary map of Russia]. [Online]. Available at: http://www.litkarta.ru/dossier/ fanailova-o-levkine/view_print/ (accessed 10.05.2017). (In Russian)
Krivulin, V., Kulakov, V. (1995) Poeziya — eto razgovor samogo yazyka. Interv’yu s Vladislavom Kulakovym [Poetry is the conversation of the language itself. Interview with Vladislav Kulakov]. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 14, pp. 223–233. (In Russian)
Levkin, A. (2002) Sredizemnaya vojna [The Mediterranean war]. In: A. Levkin. Golem, russkaya versiya: Roman, rasskazy, povest’ [Golem, Russian version: Novel, short stories, novella]. Moscow: OLMA-PRESS Publ., pp. 181–183. (In Russian)
Lipovetskij, M. (2011) Nechto neosyazaemoe. Sposob Levkina [Something intangible. Levkin’s method]. [Online]. Available at: http://os.colta.ru/literature/projects/13073/details/20263/ (accessed 10.05.2017). (In Russian)
Lütkehaus, L. (2004) Nichts. Abschied vom Sein. Ende der Angst. Frankfurt am Main: Haffmans bei Zweitausendeins, 765 S. (In German)
Nikonova, Ry (1992) Slovo — lishnee kak takovoe [The word is superfluous itself]. In: V. F. Shubin (ed.). ARS. Bezdna [ARS. Abyss]. Saint Petersburg: Emets Publ., pp. 131–135. (In Russian)
Prinz, W. (2016) Selbst im Spiegel. Berlin: Suhrkamp, 502 p. (In German)
Skidan, A. (2000) Kosvennye svidetel’stva [Indirect evidence]. Znamya, no. 1. [Online]. Available at: http://znamlit. ru/publication.php?id=1028 (accessed 10.05.2017). (In Russian)
Woolf, V. (1981) To the Lighthouse. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 209 p. (In English)
Woolf, V. (2004) To the Lighthouse. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 222 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Juliana V. Kaminskaja
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.