Связывающие проклятия как инструмент реконструкции религиозной культуры классических Афин
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-2-151-157Ключевые слова:
связывающие проклятия, античность, религия, магия, полисАннотация
Статья посвящена рассмотрению эпиграфических памятников, объединяемых в группу связывающих проклятий, в контексте реконструкции религиозной культуры афинского полиса классического периода. Практика создания данных текстов (преимущественно на свинцовых носителях) была распространена на всей территории античного мира с конца VI в. до н. э. Связывающие проклятия (κατάδεσμοι, defixiones) традиционно относятся к разряду маргинальных магических практик античного мира. Однако в ритуале создания таблички с проклятием и в его тексте часто отражены особенности религиозного сознания создателя. Цель данной статьи — рассмотрение связывающих проклятий как инструмента реконструкции религиозной культуры Афин V–IV вв. до н. э. Источниками выступают надписи, включенные в самое первое издание Рихарда Вюнша (Defixionum tabellae Atticae), а также фрагмент греческого магического папируса, опубликованного Карлом Прайзенданцем. Значительное внимание уделяется анализу особенностей общественной жизни афинского города-государства, на материале текстов античных авторов классической эпохи прослеживается процесс разделения религиозных верований и суеверий, выделения магии в область маргинального. Далее на материале эпиграфических, археологических и литературных источников исследуются особенности практики связывающих проклятий, указывающие на черты религиозного сознания гражданина афинского полиса классической эпохи, в частности рассматриваются особенности лексики и синтаксиса проклятий, способам изготовления табличек, материалам и непосредственно ритуалу. В заключение указывается на ценность κατάδεσμοι как источника для изучения слабо описанных духовных практик V–IV вв. до н. э.
Работа носит междисциплинарный характер.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Буркерт, В. (2004) Греческая религия: Архаика и классика. СПб.: Алетейя, 584 с.
Вернан, Ж.-П. (1988) Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 221 с.
Кагаров, Е. Г. (1918) Греческие таблички с проклятиями. Харьков: Типо-литография Г. П. Радовильского, 81 с.
Латышев, В. В. (1997) Очерк греческих древностей: в 2-х ч. Ч. 2: Богослужебные и сценические древности. СПб.: Алетейя, 343 с.
Нильссон, М. П. (1998) Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 218 с.
Eidinow, E. (2007) Oracles, curses, and risk among the ancient Greeks. Oxford: Oxford University Press, 534 p. https://www.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199277780.001.0001
Jordan, D. R. (1985) A survey of Greek defixiones not included in the special corpora. Greek Roman and Byzantine Studies, vol. 26, no. 2, pp. 151–197.
Lamont, J. (2021) Cold and worthless: The role of lead in curse tablets. Transactions of the American Philological Association, vol. 151, no. 1, pp. 35–68. https://www.doi.org/10.1353/apa.2021.0001
Ogden, D. (2009) Magic, witchcraft, and ghosts in the Greek and Roman worlds. New York: Oxford University Press, 400 p.
Versnel, H. S. (2006) Ritual dynamics: The contribution of analogy, simile and free association. In: E. Stavrianopoulou (ed.). Ritual and communication in the Graeco-Roman world. Liège: Presses Universitaires de Liège, pp. 317–327.
SOURCES
Demosthenes. (1935) Orations. Vol. III: Against Meidias. Against Androtion. Against Aristocrates. Against Timocrates. Against Aristogeiton 1 and 2 (21–21). Cambridge: Harvard University Press, 608 p. (In English)
Homer. (1919) The Odyssey. With an English translation by A. T. Murray: In 2 vols. Vol. 2. London: William Heinemann Publ., 455 p. (In English)
Plato, J. A. (ed.). (1909) The Republic of Plato. Cambridge: University Press, 329 p. (In English)
Plutarch. (1914) Plutarch’s lives: In 11 vols. Vol. 1: Theseus and Romulus. Lycurgus and Numa. Solon and Publicola. Cambridge: Harvard University Press, 582 p. (In English)
Preisendanz, K. (1931) Papyri Graecae Magicae. Die Griechischen Zauberpapyri [Greek Magical Papyri]. Leipzig; Berlin: Teubner Verlag, 120 S. (In German)
Wünsch, R. (1897) Defixionum tabellae atticae. Berlin: Reimer Publ., 52 p. (In Latin)
REFERENCES
Burkert, W. (2004) Grecheskaya religiya: Arkhaika i klassika [Greek religion: Archaic and classical]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 582 p. (In Russian)
Eidinow, E. (2007) Oracles, curses, and risk among the ancient Greeks. Oxford: Oxford University Press, 534 p. https://www.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199277780.001.0001 (In English)
Jordan, D. R. (1985) A survey of Greek defixiones not included in the special corpora. Greek Roman and Byzantine Studies, vol. 26, no. 2, pp. 151–197. (In English)
Kagarow, E. G. (1918) Grecheskie tablichki s proklyatiyami [Greek curse tablets]. Kharkiv: Tipo-litografiya G. P. Radovilskogo Publ., 81 p. (In Russian)
Lamont, J. (2021) Cold and worthless: The role of lead in curse tablets. Transactions of the American Philological Association, vol. 151, no. 1, pp. 35–68. https://www.doi.org/10.1353/apa.2021.0001 (In English)
Latyshev, V. V. (1997) Ocherk grecheskikh drevnostej: v 2-kh ch. Ch. 2: Bogosluzhebnye i scenicheskie drevnosti [Outline of Greek Antiquities: In 2 parts. Pt. 2: Liturgical and stage antiquities]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 343 p. (In Russian)
Nilsson, M. P. (1998) Grecheskaya narodnaya religiya [Greek popular religion]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 218 p. (In Russian)
Ogden, D. (2009) Magic, witchcraft and ghosts in the Greek and Roman worlds. New York: Oxford University Press, 400 p. (In English)
Vernant, J.-P. (1988) Proiskhozhdenie drevnegrecheskoj mysli [The origin of Greek thought]. Moscow: Progress Publ., 221 p. (In Russian)
Versnel, H. S. (2006) Ritual dynamics: The contribution of analogy, simile and free association. In: E. Stavrianopoulou (ed.). Ritual and communication in the Graeco-Roman world. Liège: Presses Universitaires de Liège, pp. 317–327. (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вера Павловна Емельянова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.