Возвращение к диалогу: Киргизия и Россия
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2019-1-1-21-27Ключевые слова:
культура, цивилизация, диалог, изобразительные искусства, Киргизия, Россия, художественное просвещение, культурное наследиеАннотация
Статья посвящена динамике киргизского изобразительного искусства в контексте культуры XX — начала XXI вв. На наших глазах совершился интеграционный прорыв: создан и укрепляется Евразийский союз, формируется новая масштабная геополитическая целостность. В настоящее время Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского союза и начала налаживать новые экономические связи. Однако прочный союз не может существовать без общих мировоззренческих идей и идеалов, без многих общих ценностей, накопленных народами за последний век в сферах науки, образования, социального устройства, безопасности, общей исторической памяти. Для всех высокой ценностью обладает, прежде всего, такая ценность, как дружба народов, порождающая совместное созидательное творчество во всех сферах культурного пространства Евразии.
В статье вкратце анализируется развитие советского искусства Киргизии в парадигме революционных 1920-х–1930-х гг., в испытаниях военного и послевоенного времени, а также в эпоху высоких цивилизационных достижений 1960-х–1970-х гг., в ходе последующего социокультурного кризиса и, наконец, в период трансформации культуры суверенной Киргизии. Ставится вопрос о современном развитии искусства на основе диалогики культуры России и стран Евразийского союза. Подчеркивается необходимость культурологического осмысления самого феномена Евразии и составляющих его систему взаимосвязанных локусов в контексте современной науки. В качестве ничем не заменимого института, интегрирующего евразийское пространство, может стать и искусство — универсальная площадка диалога культур. В этом свете необходимо возвращение к проверенным форматам диалога художников между Россией и Киргизией и создание новых конкретных способов взаимодействия в пространстве изобразительного творчества.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Боконбаев, Г. (2007) Неизвестный Чуйков. Курак. Центральноазиатский альманах «Искусство и общество», № 2 (8), с. 97–103.
Глазьев, С. Ю. (2013) Научный доклад: «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции». 21 января 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/future/o-celyaxproblemax-i-merax-gosudarstvennoj-politiki-razvitiya-i-integracii/ (дата обращения 01.07.2019).
Гусейнов, А. А. (2015) «Свои» и «чужие» в глобализирующемся мире. В кн.: А. С. Запесоцкий (ред.). Международные Лихачевские научные чтения. Глобализация и диалог культур. Избранные доклады (1995–2015). СПб.: СПбГУП, с. 66–71.
Запесоцкий, А. С. (2018) Диалог культуры в сфере искусства. В кн.: А. С. Запесоцкий. Становление глобальной культуры и конфликты цивилизаций. СПб.: СПбГУП, с. 212–233.
Мосолова, Л. М. (1975) Скульптура и монументально-декоративное искусство Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 52 с.
Полевой, В. М. (ред.) (1989) Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Советский художник, 456 с.
Уметалиева, Дж. Т. (ред.). (2010) Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана. Часть 1. Бишкек: Турар, 752 с.
REFERENCES
Bokonbaev, G. (2007) Neizvestnyj Chujkov [Unknown Chujkov]. Kurak. Tsentral’noaziatskij al’manakh “Iskusstvo i obshchestvo” — Kurak, № 2 (8), pp. 97–103. (In Russian)
Glaz’ev, S. Yu. (2013) Nauchnyj doklad: “O tselyakh, problemakh i merakh gosudarstvennoj politiki razvitiya i integratsii” [Scientific report: “On the goals, problems and measures of state policy of development and integration”]. 21 January 2013. [Online]. Available at: http://spkurdyumov.ru/future/o-celyax-problemax-i-meraxgosudarstvennoj-politiki-razvitiya-i-integracii/ (accessed 01.07.2019). (In Russian)
Gusejnov, A. A. (2015) “Svoi” i “chuzhie” v globaliziruyushchemsya mire [“Own” and “aliens” in a globalizing world]. In: A. S. Zapesotskij (ed.). Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniya. Globalizatsiya i dialog kul’tur. Izbrannye doklady (1995–2015) [International Likhachev scientific readings. Globalization and dialogue of cultures. Selected papers (1995–2015)]. Saint Petersburg: St Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., pp. 66–71. (In Russian)
Mosolova, L. M. (1975) Skul’ptura i monumental’no-dekorativnoe iskusstvo Kirgizii [Sculpture and monumental-decorative art of Kyrgyzstan]. Frunze: Kyrgyzstan Publ., 52 p. (In Russian)
Polevoj, V. M. (ed.) (1989) Dvadtsatyj vek. Izobrazitel’noe iskusstvo i arkhitektura stran i narodov mira [Twentieth century. Fine art and architecture of countries and peoples of the world]. Moscow: Sovetskij Khudozhnik Publ., 456 p. (In Russian)
Umetalieva, Dzh. T. (ed.). (2010) Tvorcheskie portrety masterov professional’nogo iskusstva Kyrgyzstana [Creative portraits of masters of professional art of Kyrgyzstan]. Pt. 1. Bishkek: Turar Publ., 752 p. (In Russian)
Zapesotskij, A. S. (2018) Dialog kul’tury v sfere iskusstva [The dialogue of culture in the field of art]. In: A. S. Zapesotskij. Stanovlenie global’noj kul’tury i konflikty tsivilizatsij [The formation of a global culture and the conflict of civilizations]. Saint Petersburg: St Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., pp. 212–233. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Любовь Михайловна Мосолова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.