«Ленинградский стиль» в произведениях авторского и тиражного ювелирного искусства: к вопросу определения видовых границ советского ювелирного искусства
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2025-7-2-191-204Ключевые слова:
ювелирное искусство, ленинградский стиль, ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, Ю. Паас-Александрова, В. Поволоцкая, Р. ХаритоновАннотация
Ювелирное искусство Ленинграда занимает особое место в истории отечественного декоративно-прикладного искусства XX века. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к истории советского искусства, в частности к его региональным особенностям, а также методам его анализа и систематизации. Цель статьи — рассмотреть особенности художественно-пластического языка с учетом видовых границ. Автор анализирует основные характеристики этого направления, включая использование не традиционных для ювелирного искусства техник и материалов, а также влияние культурного и исторического контекстов на творческий процесс. Объектом исследования стали произведения ювелирного искусства, созданные ленинградскими художниками в период с 1930-х по 1980-е годы. Предмет исследования — художественно-стилистические особенности этих произведений, определяющие «ленинградский стиль». Особое внимание уделяется работам ведущих мастеров, которые стали символами ленинградского стиля, и их вкладу в развитие ювелирного искусства. В статье рассматриваются произведения, созданные знаковыми для ювелирного искусства Ленинграда художниками: Еленой Данько, Николаем Суетиным, Ниной Фогт, Ютой Паас-Александровой, Верой Поволоцкой и Ремиром Харитоновым. Отдельным направлением исследования выступает выделение основных этапов развития ювелирного искусства: от монолитной дореволюционной системы фабрик, создающих произведения для царского двора и аристократии, до разделения на три направления (массовое ювелирное искусство в промышленности, подготовки выставочных образцов на предприятиях и авторского творчества с использованием композитных материалов) в позднесоветский период.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Березовская, С. М. (2012) Воспоминания главного художника АО «Русские самоцветы». В кн.: Т. Ф. Фаберже, А. С. Горыня, В. В. Скурлов. Фаберже и петербургские ювелиры. Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства. СПб.: Лики России, с. 515–538.
Боронина, Т. Г., Гукаленко, Ю. И. (сост.). (1985a) Каталог. Товары народного потребления. Т. 1. Ювелирные изделия. Изделия из золота. М.: ЦНИИТЭИприборостроения, 160 с.
Боронина, Т. Г., Гукаленко, Ю. И. (сост.). (1985b) Каталог. Товары народного потребления. Т. 2. Ювелирные изделия. Изделия из серебра. М.: ЦНИИТЭИприборостроения, 64 с.
Будрина, Л. А. (2004) Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины 19 — начала 20 века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А. К. Денисова- Уральского. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 200 с.
Габриэль, Г. Н. (2002) Авторское ювелирное искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, 168 с.
Лопато, М. Н. (2006) Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII–XIX веков. Диссертация на соискание степени доктора искусствоведения. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 431 с.
Москва–Париж. 1900–1930. Каталог выставки: в 2 т. Т. 2. (1981) М.: Советский художник, 157 с.
Осипова, М. А. (2017) История и традиции фирмы «Болин» в ювелирном искусстве XIX — начала XXI века. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 192 с.
Перфильева, И. Ю. (2016) Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920–2000-е годы. М.: Прогресс-Традиция, 576 с.
Сохранская, Н. М. (1990) Юта Иоханнесовна Паас-Александрова. Художник-ювелир. Л.: Художник РСФСР, 103 с.
Уткин, П. И. (1970) Русские ювелирные украшения. М.: Легкая индустрия, 164 с.
REFERENCES
Berezovskaya, S. M. (2012) Vospominaniya glavnogo khudozhnika AO “Russkie samotsvety” [Memories of the chief artist of JSC “Russian gems”]. In: T. F. Fabergé, A. S. Gorynya, V. V. Skurlov. Faberzhe i peterburgskie yuveliry. Sbornik memuarov, statej, arkhivnykh dokumentov po istorii russkogo yuvelirnogo iskusstva [Fabergé and jewelers of Saint Petersburg: A collection of memories, articles, archive documents on history of Russian jewelry art]. Saint Petersburg: Liki Rossii Publ., pp. 515–538. (In Russian)
Boronina, T. G., Gukalenko, Yu. I. (comps.). (1985a) Katalog. Tovary narodnogo potrebleniya. T. 1. Izdeliya iz zolota [Catalog. Consumer goods. Vol. 1. Jewelry. Gold items]. Moscow: Central Research Institute of Information and Technical and Economic Research of Instrument Engineering, Automation Equipment and Control Systems Publ., 160 p. (In Russian)
Boronina, T. G., Gukalenko, Yu. I. (comps.). (1985b) Katalog. Tovary narodnogo potrebleniya. T. 2. Izdeliya iz serebra [Catalog. Consumer goods. Vol. 2. Jewelry. Silverware]. Moscow: Central Research Institute of Information and Technical and Economic Research of Instrument Engineering, Automation Equipment and Control Systems Publ., 64 p. (In Russian)
Budrina, L. A. (2004) Stilevaya evolyutsiya kamnereznogo i juvelirnogo iskusstva Rossii vtoroj poloviny 19 — nachala 20 veka. V teni imeni Faberzhe: kamnereznoe i juvelirnoe tvorchestvo A. K. Denisova-Ural’skogo [Stylistic evolution of the stone-cutting and jewelry art of Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. In the shadow of Faberge: Stone-cutting and jewelry works by A. K. Denisov-Uralsky]. PhD dissertation (Art critic). Ekaterinburg, A. M. Gorky Ural State University, 200 p. (In Russian)
Gabriel’, G. N. (2002) Avtorskoe yuvelirnoe iskusstvo Leningrada-Sankt-Peterburga vtoroj poloviny XX veka: Istoki i evolyutsiya [Author’s jewelry art of Leningrad-St. Petersburg in the second half of the 20th century: Origins and evolution]. PhD dissertation (Art critic). Saint Petersburg, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, 168 p. (In Russian)
Lopato, M. N. (2006) Formirovanie i razvitie shkoly yuvelirnogo iskusstva Peterburga XVIII–XIX vekov [Formation and development of the Saint Petersburg school of jewelry art of the XVIII–XIX centuries]. PhD dissertation (Art critic). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 431 p. (In Russian)
Moskva–Parizh. 1900–1930. Katalog vystavki: v 2-kh t. T. 2 [Moscow–Paris. 1900–1930. Exhibition catalog: In 2 vols. Vol. 2]. (1981) Moscow: Sovetskij khudozhnik Publ., 157 p. (In Russian)
Osipova, M. A. (2017) Istoriya i traditsii firmy “Bolin” v juvelirnom iskusstve XIX — nachala XXI veka [History and traditions of the Bolin company in jewelry art of the XIX — early XXI centuries]. PhD dissertation (Art critic). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 192 p. (In Russian)
Perfil’eva, I. Yu. (2016) Russkoe yuvelirnoe iskusstvo XX veka v kontekste evropejskikh khudozhestvennykh tendentsij. 1920–2000-e gody [Russian jewelry art of the XX century in the context of European artistic trends. 1920–2000]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 576 p. (In Russian)
Sokhranskaya, N. M. (1990) Yuta Iokhannesovna Paas-Aleksandrova. Khudozhnik-yuvelir [Yuta Iokhannesovna Paas-Aleksandrova. The jeweler artist]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ., 103 p.
Utkin, P. I. (1970) Russkie yuvelirnye ukrasheniya [Russian jewelry]. Moscow: Legkaya industriya Publ., 164 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Дарья Геннадьевна Степанова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





