Визуализация образования: от книги к видео
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-153-162Ключевые слова:
визуализация образования, визуальный образ, креативность, визуальная коммуникация, самоидентификация, герменевтический подходАннотация
Визуализация современного образования происходит в контексте информационной революции, которая обусловливает переход от традиционной книжной культуры к визуальной. В информационном обществе основным способом генерации, систематизации, хранения и трансляции знания становится визуальный образ, обладающий рядом преимуществ по сравнению с традиционным вербальным образом. Развитие новых медиа — фотографии, кинематографа, телевидения, видео — способствует распространению сложных — монтажных, полисемантичных образов, которые представляют собой своеобразные тексты, интерпретация, декодирование которых требует специальных знаний и умений.
На первом этапе становления информационного общества в 60–80-е гг. адекватным способом освоения визуальных образов были семиотический и герменевтический подходы, которые базировались на принципах философии языка. В 90-е гг. цифровые медиа создают визуальные образы, которые не репрезентируют реальность, а презентируют ее прямо и непосредственно, становятся основным инструментом конструирования реальности. Визуализация социального пространства воспринимается как смена двух культур: «культура значения» уступает место «культуре присутствия», образы которой становятся все более динамичными и активно влияющими на человека. Тем самым визуальные образы медиареальности выступают в качестве эффективного способа самоидентификации личности в сложноорганизованном многомерном социальном пространстве.
Изменение представлений о природе визуального образа, его познавательных возможностях актуализирует дальнейшую разработку философской методологии, которая может служить основанием для развития частнонаучных методов, в частности и педагогических. Такой философской методологией сегодня является феноменологическая герменевтика, которая позволяет раскрыть проективные возможности визуального образа, его связи с субъектом восприятия в контексте современной цифровой эпохи, где визуальное становится структурирующим принципом культуры.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Аванесов, С. С. (2015) Предметная сфера и эпистемическая структура визуальной антропологии. ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, № 1 (3), c. 11–20.
Александрова, Л. Д. (2018) Опыт саморефлексии в контексте медиареальности и цифровой культуры. Социум и власть, № 3 (71), с. 23–29.
Барт, Р. (2011) Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс., 272 с.
Бодрийяр, Ж. (2006) Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория., 199 с.
Гумбрехт, Х.-У. (2006) Производство присутствия: Чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение., 184 с.
Дроздова, А. В. (2017) Визуальные способы представления повседневности в новых медиа. Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение, № 6 (27), c. 114–124.
Инишев, И. Н. (2011) Пространственность образности. Topos: Философско-культурологический журнал, № 1, c. 116–125.
Инишев, И. Н., Бедаш, Ю. А. (2016) Визуальное, социальное, образное: зрительное восприятие как фактор современной культуры. ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, № 1 (7), c. 9–25.
Колодий, В. В. (2011) Видение и особенности современного визуального опыта. Известия Томского политехнического университета, т. 318, № 6, c. 114–119.
Колодий, Н. А, Колодий, В. В. (2010) Визуальный поворот и его влияние на социальное познание. Известия Томского политехнического университета, т. 316, № 6, c. 146–152.
Мерло-Понти, М. (1999) Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука., 605 с.
Нарский, И. В. (2008) Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии (на примере детской фотографии 1966 г. из г. Горького). В кн.: И. В. Нарский (ред.). Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Челябинск: Каменный пояс, с. 55–74.
Савчук, В. В. (2013) Феномен поворота в культуре XX века. Международный журнал исследований культуры, № 1 (10), c. 93–108.
Флюссер, В. (2008) За философию фотографии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета., 146 с.
Фуко, M. (2018) Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ад Маргинем Пресс., 384 с.
Штомпка, П. (2007) Фотография как дополнение к другим методам социологии. В кн.: П. Штомпка. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, с. 45–77.
Эко, У. (2016) Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М.: АСТ., 640 с.
REFERENCES
Aleksandrova, L. D. (2018) Opyt samorefleksii v kontekste mediareal’nosti i tsifrovoj kul’tury [Experience of self-reflection in the context of media reality and digital culture]. Sotsium i vlast’ — Society and Power, no. 3 (71), pp. 23–29. (In Russian)
Avanesov, S. S. (2015) Predmetnaya sfera i epistemicheskaya struktura vizualnoj antropologii [Subject area and epistemic structure of visual anthropology]. PRAΞGMA. Problemy vizualnoj semiotiki — PRAΞGMA. Journal of Visual Semiotics, no. 1 (3), pp. 11–20. (In Russian)
Barthes, R. (2011) Camera Lucida: Reflections on photography. Moscow: Ad Marginem Press., 272 p. (In Russian)
Baudrillard, J. (2006) Mots de passé. D’un fragment l’autre. Ekaterinburg: U-Faktoria Publ., 199 p. (In Russian)
Drozdova, A. V. (2017) Vizual’nye sposoby predstavleniya povsednevnosti v novykh media [Visual representation of the everyday in new media]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo Universiteta. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul’turologiya. Vostokovedenie, no. 6 (27), pp. 114–124. (In Russian)
Eco, U. (2016) The role of the reader: Explorations in the semiotics of texts. Moscow: АSТ Publ., 640 p. (In Russian)
Flusser, V. (2008) Towards a philosophy of photography. Saint Petersburg: Saint Petersburg University Publ., 146 p. (In Russian)
Foucault, M. (2018) Surveiller et punir. Naissance de la prison. Moscow: Ad Marginem Press., 384 p. (In Russian)
Gumbrecht, H.-U. (2006) Production of presence: What meaning cannot convey. Мoscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 184 p. (In Russian)
Inishev, I. N. (2011) Prostranstvennost’ obraznosti [Spatiality of imagery]. Topos: Filosofsko-kul’turologicheskij zhurnal — Topos. The Journal Philosophy and Cultural Studies, no. 1, pp. 116–125. (In Russian)
Inishev, I. N., Bedash Yu. A. (2016) Vizual’noe, sotsial’noe, obraznoe: zritel’noe vospriyatie kak faktor sovremennoj kul’tury [The visual, social, and imaginative: Visual perception as a factor of contemporary]. PRAΞGMA. Problemy vizualnoj semiotiki — PRAΞGMA. Journal of Visual Semiotics, no. 1 (7), pp. 9–25. (In Russian)
Kolodij, V. V. (2011) Videnie i osobennosti sovremennogo vizual’nogo opyta [Vision and features of modern visual experience]. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta — Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, vol. 318, no. 6, pp. 114–119. (In Russian)
Kolodij, N. A., Kolodij, V. V. (2010) Vizual’nyj povorot i ego vliyanie na sotsial’noe poznanie [Visual twist and its effect on social cognition]. Izvestija Tomskogo Politehnicheskogo Universiteta — Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, vol. 316, no. 6, pp. 146–152. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (1999) Phénoménologie de la perception. Saint Petersburg: Yuventa Publ.; Nauka Publ., 605 p. (In Russian)
Narskij, I. V. (2008) Problemy i vozmojnosti istoricheskoj interpretatsii semejnoj fotografii (na primere detskoj fotografii 1966 g. iz g. Gor’kogo) [Problems and possibilities of historical interpretation of family photography (in the example of a children’s photograph in 1966 from Gorky)]. In: I. V. Narskij (ed.). Oche-vidnaya istoriya. Problemy vizual’noj istorii Rossii XX stoletiya [An obvious story. Problems of the visual history of Russia in the XX century]. Chelyabinsk: Kamennyj poyas Publ., pp. 55–74. (In Russian)
Savchuk, V. V. (2010) Fenomen povorota v kul’ture XX veka [The phenomenon of turn in 20th century culture]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury — International Journal of Cultural Research, no. 1 (10), pp. 93–108. (In Russian)
Zstompka, P. (2007) Fotografiya kak dopolnenie k drugim metodam sotsiologii [Photography as an addition to other methods of sociology]. In: P. Zstompka. Vizual’naya sotsiologiya: fotografiya kak metod issledovaniya [Visual sociology. Photography as a research method]. 2nd ed. Moscow: Logos Publ., pp. 45–77. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Елена Михайловна Сергейчик
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.