Востребованность культурологического образования: современное состояние и перспективы
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2020-2-2-113-118Ключевые слова:
культура, культурология, тенденции, система образования, воспитание, мировоззрение, рынок трудаАннотация
В данной статье автор говорит о причинах кризиса культурологического образования и возможностях преодоления данного кризиса в условиях формирующегося постиндустриального общества. В частности, подчеркивается, что «золотым веком» в развитии культурологии и культурологического образования стала так называемая перестройка и первое постперестроечное десятилетие. Высказывается предположение, что необходимость в мировоззренческих дисциплинах, формирующих у человека потребность в целостном, системном видении явлений и процессов, возникает в периоды, отличающиеся иррациональностью, переходностью. Когда в культуре утверждается идея порядка, то на смену попыткам обобщить, синтезировать представления о мире приходит тенденция узкой специализации, которая, в свою очередь, связана с преувеличением роли научно-технического прогресса в ущерб установке на гуманитаризацию общества и культуры. Эта опасная тенденция существует и сейчас. Поэтому профессия культуролога в настоящее время не имеет высокого статуса в общественном сознании. Между тем опыт ХХ века показывает, что узкое, ограниченное, позитивистское сознание людей может привести к глобальным катастрофам. Высказывается предположение, что в обозримом будущем отношение к культурологии может измениться в связи со становлением постиндустриального общества, огромное значение в котором будет иметь широта и эвристичность суждений, способность мыслить стратегически, выстраивать диалог между разными сферами, осознавать специфику культуры. Всеми этими способностями уже сейчас обладают люди, получившие культурологическое образование. Утверждается, что присутствие специалиста-культуролога в образовательной, языковой, экскурсионной, гостиничной, музейной, библиотечной и других сферах может благотворно сказаться на их развитии. Приводится пример того, как при активном участии одной из выпускниц кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена изменился статус одной из библиотек Санкт-Петербурга: из читального зала она превратилась в центр, где происходит «общение с культурой», реализуются многочисленные литературные и художественные проекты. Культурологу присуща способность мыслить на качественно ином уровне, действовать на стыке разных видов деятельности. В постиндустриальном «знаниевом» обществе подобный тип специалиста будет востребован в первую очередь. Выражается надежда на то, что по мере перехода в постиндустриальную фазу отношение к гуманитарной сфере и культурологии неизбежно будет меняться к лучшему.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бабияк, В. В., Мосолова, Л. М. (2015) Мировая художественная культура в российском образовании (от периода «оттепели» до современности). Общество. Среда. Развитие, № 4, с. 128–131.
Зинченко, В. П. (1993) Гуманитаризация образования. В кн.: В. В. Давыдов (ред.). Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А–М. М.: Большая Российская энциклопедия, с. 239–240.
Лобанова, Ю. В. (2017) Мировоззренческое значение науки о культуре. В кн.: Культурологическое просветительство в современной России: Сборник научных статей участников круглого стола Х Кагановские чтения (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 18 мая 2016 г.). СПб.: Астерион, с. 64–70.
Мосолова, Л. М., Черва, В. Е., Безгрешнова, А. М. и др. (2006) Культурологические основы современного образования. Элективные курсы в профильном обучении. Учебно-методические комплексы для социально- экономического, филологического, социально-гуманитарного, художественно-эстетического профилей. СПб.: «СМИО Пресс», 264 с.
Рапопорт, А. (2013) «Третье место», или Новое лицо старой библиотеки: интервью с Ю. Мартинкенайте. Папмамбук, 23 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.papmambook.ru/articles/2019/ (дата обращения 31.03.2020).
REFERENCES
Babiyak, V. V., Mosolova, L. M. (2015) Mirovaya khudozhestvennaya kul’tura v rossijskom obrazovanii (ot perioda “ottepeli” do sovremennosti) [World art culture in the Russian education (from the “thaw” period to the present day)]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie — Society. Environment. Development, no. 4, pp. 128–131. (In Russian)
Lobanova, Yu. V. (2017) Mirovozzrencheskoe znachenie nauki o kul’ture [Worldview significance of the science of culture]. In: Kul’turologicheskoe prosvetitel’stvo v sovremennoj Rossii: Sbornik nauchnykh statej uchastnikov kruglogo stola X Kaganovskie chteniya (Sankt-Peterburg, RGPU im. A. I. Gertsena, 18 maya 2016 g.) [Cultural enlightenment in modern Russia: Collection of scientific articles by participants of the roundtable 10th Kaganovsky readings (Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 18 May 2016)]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 64–70. (In Russian)
Mosolova, L. M., Cherva, V. E., Bezgreshnova, A. M. et al. (2006) Kul’turologicheskie osnovy sovremennogo obrazovaniya. Elektivnye kursy v profil’nom obuchenii. Uchebno-metodicheskie kompleksy dlya sotsial’no-ekonomicheskogo, filologicheskogo, sotsial’no-gumanitarnogo, khudozhestvenno-esteticheskogo profilej [Cultural foundations of modern education. Elective courses in specialized training. Educational and methodological complexes for socio-economic, philological, socio-humanitarian, artistic and aesthetic profiles]. Saint Petersburg: “SMIO Press” Publ., 264 p. (In Russian)
Rapoport, A. (2013) “Tret’e mesto”, ili Novoe litso staroj biblioteki: interv’yu s Yu. Martinkenajte [“Third place”, or the New face of the old library: An interview with Yu. Martinkenajte]. Papmambuk — Papmambook, 23 March. [Online]. Available at: https://www.papmambook.ru/articles/2019/ (accessed 31.03.2020). (In Russian)
Zinchenko, V. P. (1993) Gumanitarizatsiya obrazovaniya [Humanitarization of education]. In: V. V. Davydov (ed.). Rossijskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [Russian pedagogical encyclopedia]: In 2 vols. Vol. 1. A–M. Moscow: Bol’shaya Rossijskaya entsiklopediya Publ., pp. 239–240. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Юлия Владимировна Лобанова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.