Тело и диалогический опыт автора как автоперформатив искусства
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-34-39Ключевые слова:
коммуникация, автокоммуникация, перформанс, партиципация, телесность, феминизм, художественный текстАннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы телесности и коммуникации в искусстве, а точнее — автокоммуникации. Телесность в искусстве рассмотрена прежде всего на материале художественной практики перформанса, где тело как материал, предмет и средство выразительности играет центральную роль. В фокусе исследования оказывается также и проблема границ, без анализа которой невозможно ни определить специфику коммуникации как таковой, ни выявить роль телесности. Перформанс работает как с физическим телом, так и с телом социальным. И тогда еще одним модусом исследования выступает феномен партиципации, который понимается как тип художественного поведения, участники которого свободно действуют внутри смоделированной ситуации или пространства проекта, применяя синтез художественных, эстетических и социальных практик. Феномен автокоммуникации рассматривается с позиции игры с механизмом конструирования не только физического тела, но и социального. В ходе анализа показано, что вхождение в информационную эпоху хронологически совпадает с нарастанием третьей волны феминизма, создавшей в перформативной коммуникации новую семиотическую систему. Этот факт, в свою очередь, повлиял на формирование определенной манифестационности подобного рода художественных текстов. Очевидно, что в условиях прозрачности границ информационного мира и тотального контроля и самоконтроля (что вполне естественно для все той же ситуации «информационной прозрачности») человек пытается разработать все новые и новые механизмы «ускользания» и выстраивания очевидно зримых границ между собой и средой, что является естественной формой реализации инстинкта выживания. Также вполне естественным становится и во многом протестный характер новых видов искусства, особенно связанных с феноменом телесности. В результате проведенного исследования можно утверждать, что трансляция смысла в коммуникативной модели «Я» — «Я» неизбежно преобразует самого высказывающегося, делает его неравным себе. Аффективные, телесные, психологические моменты восприятия искусства превращаются в ведущие, формируя новую социально ангажированную активность публики, тесно связанную с феноменом партиципации.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бавильский, Д. (2004) Скотомизация. Диалоги с Олегом Куликом. М.: Ад Маргинем, 313 с.
Буррио, Н. (2016) Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем, 216 с.
Гумбрехт, Х. У. (2006) Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 184 с.
Деникин, А. А. (2018) К определению термина «партиципация» в контексте современных художественных практик. Наука телевидения, т. 14, № 1, с. 58–79. https://www.doi.org/10.30628/1994-9529-2018-14.1-58-79
Ковалева, О. А. (2019) Понятие «массы» в философии Элиаса Канетти. В кн.: М. И. Раковская (ред.). Научно- исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 71-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, с. 171–174.
Леман, Х.-Т. (2013) Постдраматический театр. М.: ABCDesign, 312 с.
Скэрдеруд, Ф. (2003) Беспокойство. Путешествие в себя. Самара: Бахрах-М, 480 с.
Фишер-Лихте, Э. (2015) Эстетика перформативности. М.: Play&Play; Канон+, 375 с.
REFERENCES
Bavil’skij, D. (2004) Skotomizatsiya. Dialogi s Olegom Kulikom [Scotomization. Dialogues with Oleg Kulik]. Moscow: Ad Marginem Press, 313 p. (In Russian)
Bourriaud, N. (2016) Esthétique relationnelle: Postproduction. Moscow: Ad Marginem Press, 216 p. (In Russian)
Denikin, A. A. (2018) K opredeleniyu termina “partitsipatsiya” v kontekste sovremennykh khudozhestvennykh praktik [Concerning the definition of a term “participation” in the context of contemporary artistic practices]. Nauka televideniya — The Art and Science of Television, vol. 14, no. 1, pp. 58–79. https://www.doi.org/10.30628/1994-9529-2018-14.1-58-79 (In Russian)
Gumbrecht, H. U. (2006) Production of presence: What meaning cannot convey. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 184 p. (In Russian)
Fischer-Lichte, E. (2015) Estetika performativnosti [The transformative power of performance: A new aesthetics]. Moscow: Play&Play Publ.; Kanon+ Publ., 375 p. (In Russian)
Kovaleva, O. A. (2019) Ponyatie “massy” v filosofii Eliasa Kanetti [The concept of “mass” in the philosophy of Elias Canetti]. In: M. I. Rakovskaya (ed.). Nauchno-issledovatel’skaya rabota obuchayushchikhsya i molodykh uchenykh: materialy 71-j Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferentsii obuchayushchikhsya i molodykh uchenykh [Research work of students and young scientists: Materials of the 71st All-Russian (with international participation) scientific conference of students and young scientists]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ., pp. 171–174. (In Russian)
Lehmann, H.-T. (2013) Postdramaticheskij teatr [Postdramatisches theater]. Moscow: ABCDesign Publ., 312 p. (In Russian)
Skårderud, F. (2003) Bespokojstvo. Puteshestvie v sebya [Turmoil: A journey into the modern self]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 480 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Алина Владимировна Венкова, Андрей Юрьевич Чукуров, Мария Александровна Кузнецова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.